Сторож-мясник-истопник – все в одном флаконе. Ручьи. Пищеблок. Вероятно, 88 год.
Руки еще помнят, как держать автомат.
За дверью с надписью «Морг» скрывается холодильник. Однажды очередная размороженная корова оказалась тухлой. Пару раз выходил отдышаться, пока ее разделывал. Но выбора у нее и у нас не было – схавали, по крайней мере, частично.
Да, там должны были быть крысы. В нашу бытность они у нашего истопника чуть ботинки не схавали, когда он мирно спал. Я с одной у входа нос к носу столкнулась.
А мясо в этом "холодильнике" всегда тухло. Мы его потом в марганцовке вымачивали.
Только вот плит таких цивильных, как на заднем плане, у нас не было. Была одна большая. И еще странный аппарат для чистки картошки. Или картошка была "неправильная" или вода особенная, но после этого агрегата картошка просто не варилась. Пробовали и два часа варить и бес толку.
Да, картофелечистка была супер! Чудо современной техники.
Несколько дней в 83-м с Серегой Ставцевым по причине отсутствия резиновых сапог (весьма удачно) работали в Ручьях ассистентами "оператора машинной чистки картофеля" (так солидно называлась должность главного картофелечиста) - т.е. выковыривали глазки и устраняли недоделки очистки после машинной обработки.
Крысы были. Носились, как угорелые, по стеллажам с провизией и перекрытиям, топали, спать мешали.
Плиты, кажется, появились именно в 1988-ом, что существенно облегчило труд истопника. До этого счасливого момента всё готовили только на дровах. Какой-никакой технический прогресс всё-таки имел место.
В «морге» стоял реальный холодильник. Мясо в нем не тухло – не успевало, если таковым не было изначально. Опытов с марганцовкой что-то не припоминаю. Хотя...
Одной коровы едва хватало на неделю. Сначала употреблялись лучшие куски. К концу «срока» в ход шли всякие объедки. Бррр...
В обязанности истопника входило и вечернее кормление бригады грузчиков. Они приходили, очень грязные и усталые, и уничтожали всё самое вкусненькое : сметанка, творожок, яичница-монстр из 20-30 яиц, мясо... В стоимостном выражении вечерняя трапеза грузчиков примерно равнялась обеду всех остальных. Но прекратить эту вакханалию рука не поднималась – свои же ребята, мы здесь в тепле и относительном комфорте, а они...
На утро повара подсчитывали убытки и ломали голову над тем, как накормить людей из того, что осталось.
А у нас и холодильника не было. Плита была шикарная. Наш истопник на ней и спал. Мясо приносили в уже разделанном виде. Кто это был уже и не помню.
Грузчики не наглели. Им еще с утра надо было раньше всех чего-то есть. Как правило это была гречневая каша. По тем временам дефицит. Способ приготовления я до сих пор использую, когда надо быстро кашку сварить. Мы ее заливали крутым кипятком и оставляли набухать на ночь, а утром за пять минут варили. Сейчас делаю так в термосе. Утром можно есть.
Я в этом пищеблоке поварила. До сих пор пальцу гну:"Да я на 300 человек хавку готовила" Вот это была школа.